1

Дендрологическая экспертиза или экспертиза деревьев

Дендрологическая экспертиза, или экспертиза деревьев, является одним из типов оценки деревьев, направленной на определение их вида согласно лесоводческой классификации, оценку качественного состояния (без признаков повреждения, ослабленное, погибшее, аварийное),

Также экпертизами предусмотрено выявление причин усыхания или падения (рубка до/после момента прекращения роста), установление патологического состояния (повреждение вредными организмами, сухостой, неприемлемый наклон стволовой части, разрастание кроны), обнаружение заболеваний деревьев (грибковых, бактериальных, вирусных, раковых).

Консультация дендрологического эксперта может быть важным шагом для правильного ухода за деревьями, обеспечения их безопасности и сохранения экологического баланса в лесах и городской зеленой зоне.

Обратите внимание! Дендрологические экспертизы проводятся инженерами лесного хозяйства либо инженерами садово-паркового и ландшафтного строительства. Экспертизы деревьев, в том числе экспертиза состояния деревьев и причины падения деревьев — не проводятся экологами, почвоведами либо биологами, так как дендрологическая экспертиза не разрешает вопросы касаемые почвоведения и экологии. Данные эксперты (почвоведы, экологи, биологи) могут привлекаться при производстве экспертиз деревьев, только при вынесении соответствующих вопросов (например, вопросы экологии, состава почвы). 

Данный вид экспертиз не лицензируется, в соответствии со статьей 12 
Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

Процессуальные виды экспертиз деревьев

Как и другие виды независимых древесных экспертиз, экспертиза дерева, процессуально может быть:

  • досудебной (внесудебная), т.е. проводится на основании запроса физических или юридических лиц либо адвокатов, с последующим составлением заключения специалиста (досудебная дендрологическая экспертиза; внесудебная дендрологическая экспертиза; независимая дендрологическая экспертиза)
  • судебной, т.е. назначается и проводится по определению суда, постановлению следователя либо дознавателя, с последующим составлением заключения эксперта (судебно-дендрологическая экспертиза; судебная экспертиза деревьев; экспертиза дерева для суда)

Объекты дендрологической экспертизы деревьев

  • деревья, кустарники, древесные пальмы, лианы и иная древесно-кустарниковая растительность
  • травянистая растительность, в том числе, растительность газонов, вазонов, рудеральная растительность
  • лесные массивы и защитные лесополосы
  • земли лесфонда
  • древесно-кустарниковая растительность сельскохозяйственных земель
  • древесно-кустарниковая растительность частных земельных участков
  • иные земельные участки произрастания древесно-кустарниковой растительности
  • садово-парковые зоны и внутригородская растительность
  • пригородные зеленые зоны
  • веревочные парки
  • материалы лесоустройства
  • дендропланы и перечетные ведеомости
  • материалы гражданских, административных и уголовных дел
  • ранее проведеные дендрологические экспертизы и заключения о состоянии деревьев

Следует отметить, что объектами дендрологической экспертизы могут быть не только дикорастущие деревья, но и окультуренные, декоративные и домашние кустарники и деревья.

Цели и задачи экспертизы деревьев

  • определение вида и породы дерева, согласно таксономической классификации
  • определение патологического состояния дерева (выявление заболеваний, грибов, морозобойных трещин, сухобочин)
  • установление гнилевых болезней деревьев
  • определение состояния корневой системы деревьев
  • определение причины усыхания дерева
  • определение причины гибели дерева
  • определение причины падения дерева
  • определение прочности и устойчивости деревьев
  • установление категорий деревьев подлежащих санитарной обрезке или вырубке либо иным защитным мероприятиям
  • определение условий произрастания деревьев
  • оценка качества ухода за деревьями
  • оценка правильности высадки деревьев
  • определение правильности и обоснованности ущерба при уничтожении древесно-кустарниковой растительности на частных земельных участках
  • анализ обоснованности размера компенсационного озеленения
  • оценка и анализ деревьев веревочных парков (экспертиза веревочного парка)
  • оценка объективности и научной обоснованности ранее проведенных дендрологических экспертиз и исследований
  • рецензирование дендрологических экспертиз и исследований 

В каких случаях назначается и проводится экспертиза деревьев

Экспертизы деревьев и объектов растительного происхождения относятся к относительно новым видам судебных экспертиз. При этом в последнее время, дендрологические экспертизы стали широко применяться во всех видах (уголовное, гражданское, арбитражное) и на всех стадиях (суды первой инстанции, апелляционные суды, кассация) судопроизводства.

Из всех дендрологических экспертиз, чаще всего встречается экспертиза упавшего дерева. Особый пик данных экспертиз приходится после ветреной погоды, когда происходит падение деревьев с ослабленной корневой системой, падение усохших или усыхающих деревьев, деревьев пораженных гнилью, болезнями, имеющими дупла или трещины. При этом всегда следует помнить, что ветер, как правило, не является причиной падения болезненного дерева, а только лишь способствует падению дерева.

Довольно часто экспертиза состояния деревьев применяется при покупке и высадке растительности (деревья, лианы) из питомников и дендрариев.

В летний период широко применяется экспертиза травянистой растительности, особенно, экспертиза газонов и иных внутригородских парковых территорий. Учитывая что в последнее время резко возросло количество домов и строений из бруса и лесоматериалов, соответственно, увеличилось количество судебных исков качества данных строений, и соответственно, довольно часто при судебных тяжбах стала назначаться и проводиться экспертиза деревянного дома, основной целью которой является определение качества постройки деревянных домов и построек из бруса и лесоматериалов.

В последнее время, независимая экспертиза деревьев нашла широкое применение при экспертизе веревочных парков, с целью оценки состояния деревьев и их соответствию обязательному Приложению А, ГОСТ Р 56986-2016.

Довольно часто специальные познания лесного хозяйства, лесоводства и области садово-паркового и ландшафтного строительства и обустройства применяются при производстве Ландшафтных экспертиз, при проведении которых оценивается качество, объем и соответствие договорным обязательствам ландшафтных и строительных работ. Эти и многие другие вопросы Вы можете решить проводя независимую дендрологическую экспертизу у нас. 

Ходатайство о проведении и назначении дендрологической экспертизы

Заявляя в суде ходатайство о назначении и проведении судебной дендрологической экспертизы, в обязательном порядке укажите обстоятельства дела, процессуальные основания для назначения экспертизы, вопросы для экспертизы и экспертное учреждение.

Обратившись к нам, Вы можете рассчитывать на объективность, полноту и научную обоснованность экспертных исследований, независимость и высокий профессионализм наших экспертов и специалистов, а значит, на высокое качество проводимой экспертизы. 

Стоимость судебных и независимых дендрологических экспертиз (причина падения деревьев)
(ориентировочная)

— экспертиза падения дерева (установление причины падения дерева)

Без выезда эксперта, по видео и фотоматериалам:
— от 20 тыс. рублей – одно (первое) дерево
— второе и последующие деревья – по 5 тысяч каждое дерево
— свыше 5 деревьев — договорная
С выездом эксперта:
г. Уфа (в пределах Уфимского района):
— одно (первое) дерево – 25 тыс. рублей
— второе и последующие деревья – по 5 тыс. рублей каждое дерево
— свыше 5 деревьев – договорная
Республика Башкортостан:
— одно (первое) дерево – 35 тыс. рублей
— второе и последующие деревья – по 5 тыс. рублей каждое дерево
— свыше 5 деревьев – договорная
Регионы (без учета транспортных расходов):
— договорная, но не менее 45 тыс. рублей

— однородная (один эксперт) судебная дендрологическая экспертиза деревьев (при назначении экспертизы судом, СК РФ, МВД РФ)

— от 45 тыс. рублей — одно (первое) дерево
— второе и последующие деревья — по 10 тыс. рублей каждое дерево
— свыше 5 деревьев — договорная

— дендрологическая экспертиза, назначенная нотариусом

— от 35 тыс. рублей

— экспертиза деревьев веревочного парка

— от 80 тыс. рублей

Вопросы для дендрологической экспертизы

1. Каково состояние дерева, расположенного па адресу ……?

2. Повреждены ли деревья до момента прекращения роста?

3. Являлись ли деревья на момент рубки сырорастущими?

4. Можно ли было отнести дерево на момент падения к аварийным?

4. Относится ли дерево породы Береза к сухостою прошлых лет?

5. Имеется ли на дереве породы Тополь, признаки какой-либо патологии?

6. Какова причина вывала/падения дерева породы Ясень?

7. Каково состояние деревьев, расположенных на дачном участке?

8. Какие необходимы мероприятия, с целью предотвращения гибели увядающих деревьев, расположенных на дачном участке?

9. Правильно ли была произведена высадка деревьев на дачном участке?

10. Правильно ли и в полном объеме был осуществлен уход за деревьями, высаженных на дачном участке?

11. Является ли допустимым угол наклона ствола дерева породы Береза?

12. Каким должно быть расстояние от забора, разделяющего два земельных участка, до высаженных вдоль данного ограждения деревьев?

13. Создают ли деревья расположенные вдоль забора на соседнем участке, затенение (т.е. снижение инсоляции) земельного участка Истца?

14. Соответствуют ли деревья веревочного парка Приложению А, ГОСТ Р 56986-2016 «Безопасность веревочных парков. Требования безопасности при проектировании, монтаже и эксплуатации»? Если не соответствуют, то по каким параметрам?

Указанные выше вопросы для дендрологических экспертиз являются ориентировочными. Исходя из конкретного слуая, данные вопросы можно переформулировать и откорректировать, а также, можно обратиться за помощью наших экспертов, с целью составления правильных и объективных вопросов для экспертизы деревьев.




Полезащитные полосы теперь подлежат учёту

В Республике Башкортостан 228 тысяч гектаров земель, пригодных для орошения, и 60 тысяч гектаров земель для осушения. В период проведения аграрной реформы значение мелиорации земель во многих районах республики резко снизилось. Пострадали и полезащитные полосы…

Полезащитные полосы теперь подлежат обязательному учёту

За последние 30 лет площадь сельхозполей уменьшилась с 152 300 га до 35 430 га. В способах увеличения урожайности орошаемых земель важную роль играют лесополосы, а также сельскохозяйственные и лесные насаждения. В целом даже в засушливых районах Республики Башкортостан общего количества осадков достаточно для получения небывалого урожая. Однако сезон этих осадков крайне неравномерен: зимой снег выносится с полей в овраги, котловины и балки, а весной и летом большое количество осадков быстро испаряется из почвы. Усиление поверхностного стока в весенний период, способствует и ухудшению качества почвы. Исправить ситуацию и накопить достаточное количество почвенной влаги на сельхозугодьях могут полезащитные лесополосы. Защищая снег от разметания зимой, они способствуют увеличению запасов влаги в почвенном покрове на глубине до 50-80 мм , а в отдельные годы до 120 мм.

Под влиянием лесополосы снижается непродуктивное испарение поверхностных вод почвы, что также улучшает водоснабжение полей. Агроэкосистемы в с лесозащитными полосами в республике существуют уже более 30 лет, в том числе и на пастбищах. Однако, если не будет поддержки со стороны человека (санитарные рубки, добавление и т. д.), Они будут постепенно «дичать», превращаться в естественную экосистему или погибать.

При реализации известного Сталинского плана преобразовании природы, в обязательном порядке устанавливалось: «Считать сельскохозяйственные работы выполненными только при условии, если будет выполнен план работ по защитному лесоразведению, уходу за насаждениями и выращиванию лесопосадочного материала.». К сожалению, на сегодняшний день защитное лесоразведение «вышло» из планов развития сельского хозяйства, и в республике нет актуальной информации о площадях защитных лесных насаждений, которые могли бы выполнять свои функции.

Следует отметить, что с 2020 года учет мелиоративных защитных лесных насаждений в стране стал обязательным (Порядок осуществления учета мелиоративных защитных лесных насаждений, предоставления сведений, подлежащих такому учету, их состав и форма предоставления (Пр. Минсельхоза РФ №485 от 14.08.2020)) и уже ведется Минсельхозом России в так называемой «Центральной информационно-аналитической системе Системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства» (официально введена в эксплуатацию с 19 января 2015 года). В свою очередь, сведения для учета насаждений должны быть представлены в зависимости от того, в чьей собственности или в чьем пользовании находится земельный участок, Минсельхозом России, уполномоченными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления или правообладателями земельных участков в эту систему в первый раз не позднее 1 июля 2023 года, и затем представляться не реже, чем раз в два года, а в случае проведения агролесомелиоративных мероприятий — не позднее, чем через месяц после них. (Порядок осуществления учета мелиоративных защитных лесных насаждений, предоставления сведений, подлежащих такому учету, их состав и форма предоставления (Пр. Минсельхоза РФ №485 от 14.08.2020)).




Карбоновая ферма. Быть или не быть.

Как известно, 30 июня Глава Башкортостана Радий Хабиров провёл совещание по вопросам научного обеспечения развития технологий контроля углеродного баланса и поручил подготовить соглашение между Правительством республики и крупнейшими индустриальными предприятиями о совместной работе по созданию карбоновых полигонов предлагаем. В связи с этим считаем необходимым отметить ряд вопросов и пути их решения по реализации проекта «Карбоновая ферма».

Карбоновая ферма
Карбоновая ферма

Несмотря на то, что площадь лесных земель в республике превышает 5 млн. га, к углеродным лесам нельзя отнести эксплуатационные, оборот которых и объемы рубок подчинены экономической цели: получению лесного дохода. Иная специализация и у городских лесов, предоставляющих населению рекреационные услуги, и у водоохранных лесов, обеспечивающих необходимый уровень и качество воды в реках и озерах.

По опыту зарубежных стран, углеродные леса целесообразно создавать на нелесных землях, таким образом выводя их из конкуренции с лесами другого целевого назначения. В Республике Башкортостан есть большие возможности для этого. Речь идет о выведенных из оборота бывших сельскохозяйственных землях, в первую очередь пахотных, в свое время унавоженных и обогащенных минеральными удобрениями. В настоящее время часть этих земель заросли кустарниками и мелколесьем.

Развитием таких экосистем управляет исключительно природа, и не всегда в интересах человека. Будущее этих земель с позиций выбора собственника и конечной цели хозяйствования до сих пор не определено: на них претендует государство, рассчитывая присоединить к лесному фонду. Это очень плохой вариант, допустимый только в крайнем случае, когда не только нет собственника заброшенной земли, но и надежды на его появление. Во всех остальных случаях надо стремиться к тому, чтобы лес так и остался на земле сельскохозяйственного назначения. И вот почему.

Земли лесного фонда, согласно Лесному кодексу, могут принадлежать только Российской Федерации. Следовательно, перевод земель сельхозназначения в земли лесного фонда автоматически означает их отъем у любого другого собственника, будь то фермер, простой сельский житель, сельскохозяйственное предприятие, орган местного самоуправления или др.

В сложившейся ситуации эксперимент по созданию и развитию на заброшенных сельхозземлях углеродных лесов представляется политически актуальным с точки зрения выполнения обязательств по Парижскому соглашению и экономически конкурентным в сравнении с возвращением в сельскохозяйственное производство. Для того чтобы эксперимент удался и дал зеленый свет стоимостной оценке экологических функций лесов, смягчив тем самым негативные последствия введения Европейским союзом углеродного налога, считаем необходимым:

  • внести предложение на уровне Правительства РБ о создании правового статуса углеродных лесов произрастающих на землях сельхозназначения;
  • создание правового статуса и регламента деятельности юридических лиц, осуществляющих хозяйственное управление углеродными лесами под контролем международных экспертов;
  • инвентаризацию лесов произрастающих на землях сельхозназначения и муниципальных образований, соответствующих требованиям для создания на них углеродных лесов;
  • подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров с созданием в магистратуре и бакалавриате новых направлений в области экологического менеджмента в ВУЗах республики;
  • привлечение внимания средств массовой информации (телевидения, радио, интернета) к новой парадигме природопользования.

Следует отметить, что в нулевые годы расчетная цена углеродного кредита, торгуемого на Чикагской климатической бирже, колебалась от $0,10 до $7,40 и в среднем составляла $2,40 за одну метрическую тонну СО2 или эквивалентного газа. Учитывая, что в соответствии с Национальным докладом чистое ежегодное депонирование углерода лесов России насчитывает 500 млн т С/год, ежегодная прибыль от лесов России должна составлять не менее 2,4 млрд. $ в год. А учитывая леса произрастающих на землях сельхозназначения и муниципальных образований, в том числе и на территории Республики Башкортостан, то и более, в связи с чем необходимо в кратчайшие сроки приступить к описанию и инвентаризации «заросших» земель, где впоследствии может появиться карбоновая ферма.




Леса на сельскохозяйственных землях: жить или умереть?

Прошлой осенью россияне впервые получили возможность использовать заброшенные сельскохозяйственные угодья для ведения лесного хозяйства. Это также включает в себя заготовку древесины. И только ленивые люди не успели догадаться о возможности открытия частного леса. Кто — то уже несколько месяцев назад представлял себе, как воплотит в жизнь свою мечту стать лесным фермером и вырастить свой собственный лес. Кто-то сразу же принялся за работу и начал оформлять документы.

Леса на сельскохозяйственных землях

Новая инициатива с должным образом разработанными процедурами могла бы, в долгосрочной перспективе гарантировать увеличение заготовки древесины в размере до 300 миллионов кубометров в год. Это позволило бы ликвидировать кризис имеющихся лесных ресурсов во многих частях страны и снизить темпы освоения экологически ценных первобытных лесов, где обитают редкие виды флоры и фауны. В сельских районах страны появилось бы до 100 000 новых рабочих мест, в которых эти самые районы очень сильно нуждаются. Эта инициатива помогла бы в борьбе с лесными пожарами. Эти леса в среднем за год способны поглощать до 580 млн. т. углекислого газа, что может внести значительный вклад в достижение целей Парижского соглашения. В целом, возможно, это и могло бы сделать жизнь России и русского народа лучше по многим направлениям, но, как говорится, забыли про «овраги». Есть большая вероятность, что это не будет претворено в жизнь. Менее чем за месяц Министерство природных ресурсов России подготовило проект поправок к постановлению на март.

Казалось бы, поправка должна прояснить и продвинуть процедуру инициативы в частных лесах, что очень важно для экономики страны и ее жителей. Но это совсем другое. Составители явно подошли к этому вопросу с энтузиазмом и достаточным знанием витиеватых букв Закона, но их истинные мотивы остаются загадкой. Является ли это попыткой выполнить поручения Президента только на бумаге и на самом деле никто не планировал предоставлять людям возможности для грамотного и жизнеспособного выращивания лесов? Вместо того, чтобы гадать, давайте рассмотрим факты и последствия нового исправления.

Предлагается бюрократизировать лесное хозяйство сельскохозяйственных земель до такой степени, чтобы это стало практически невозможным. Новым лесоводам будет нелегко получить необходимые разрешения и документы на лес. В дополнение к новой сложной форме заявки и необходимости предоставления фотографий и видео на лесной участок на CD / DVD носителях или карте памяти, представлен обширный список причин отказа. Решение принимается комитетом Россельхознадзора, органом управления лесным хозяйством и региональным органом управления агропромышленным комплексом. Владея землей, владельцу необходимо создать проект освоения лесов (более сложный, чем на участки лесного фонда), заполнить лесную декларацию и составить ряд отчетов, которые проверяют на предмет соблюдения и правил русского языка.

Конечно, излишне бюрократических требований находчивые предприниматели могут избежать с помощью взяток. Стоит сказать, что решение вопросов исключительно с помощью взятки от новой поправки наиболее вероятны. Подумайте. В нашей стране насчитывается около 60 миллионов гектаров заброшенных сельзозугодий заросших самосевом, и к 2035 году его там уже не должно быть. Поэтому, если кто-то наконец разбогатеет, то это точно не лесовод или бюджет страны. Это очень печально в нынешней сложной социально-экономической ситуации.

В то же время владельцы земельных участков могут подать заявку на лесное хозяйство на своем участке только до 1 января 2022 года. Тем, кто уже добился этого вскоре после принятия резолюции в январе прошлого года, придется провести всю процедуру заново, согласно новым правилам.

Будет происходить непрерывное преодоление бюрократических препятствий, что позволит избавиться от значительной половины заинтересованных инвесторов. Но ведь, как вы знаете, по Сеньке и шапка, поэтому если кто-то и умудриться дойти до конца, ожидая награды за эти усилия, обрадую — его ждет еще один сюрприз. Сельскохозяйственные угодья могут использоваться под леса только в течение 10 лет. По истечении этого срока собственник обязан провести культурную рекультивацию, то есть уничтожить лес и вернуть землю в сельскохозяйственное пользование.В противном случае он будет оштрафован на сумму до 700 тысяч рублей, после чего земля будет конфискована.

Вот и все, потому как нововведения просто не предусматривает возможности долгосрочного использования леса. Цикл лесного хозяйства, в рамках которого можно грамотно выращивать экономически ценную древесину, составляет не менее 40-80 лет, в зависимости от региона. И потребуются инвестиции. А что можно сделать за 10 лет? Если только вы не заполните большое количество отчетных форм и не оформите все документы в соответствии с новыми правилами. Для этого достаточно 10 лет, но и в этом тоже нет уверенности.

Помимо безудержной коррупции, какими еще последствиями грозит новая поправка? Требование уничтожить леса через 10 лет неизбежно приводит к резкому увеличению риска возникновения пожаров как на сельскохозяйственных угодьях, так и на прилегающих лесах государственного лесного фонда. Почему? Потому что самый дешевый способ уничтожить лес-это сжечь его. Сельхозпалы являются одной из основных причин лесных пожаров, и пожары старательно и быстро уничтожают все на своем пути. В России ежегодная статистика пожаров плохая — и будет намного хуже.

Принудительная вырубка лесов после 10-ти лет аренды, приведет к росту конфликтов с местными жителями. Многие сельские жители воспринимают заросшие сельхозугодья как лес, где они собирают грибы и ягоды. Но после наступления 2035 года, по-видимому, они не смогут этого сделать. Потому что леса больше не будет. Заброшенное поле с лесом превратиться в делянку. Нет необходимости питать себя иллюзиями, что эти земли вернутся в сельскохозяйственное пользование после того, как леса будут уничтожены. Однако в случае долгосрочного компетентного управления лесным хозяйством можно организовать и обеспечить непрерывное формирование лесного покрова на участке. Долгосрочное лесное хозяйство также обеспечит сельским жителям рабочие места и доходы.

Подведем итог. Если поправка будет принята в нынешней редакции, ведение лесного хозяйства на сельскохозяйственных угодьях будет не только затруднено, но и практически невозможно. Новые правила игры создают впечатление, что создатели хотят отбить всякое желание к этой игре как у бизнеса, так и у граждан. Если вы не до конца понимаете тонкости новых правил, но хотите принять участие в этой игре, попробуйте оформить использование лесов на сельскохозяйственных угодьях в соответствии с новыми правилами.Вы можете не только не разбогатеть, но и разориться. Вы хотите вырастить свой лес? Мне жаль, у вас нет ни малейшего шанса. Вероятней всего, вы будете оштрафованы или потеряете свою собственность за то, что не используете землю для сельскохозяйственных целей.